аллея СОЗДАТЕЛей
авиации
Аллея «Создатели авиации России» была открыта в 2017 году, к 70-летию г.о. Жуковский, по инициативе жуковчан, Фонда "Легенды авиации" и при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации. Она находится в Центральном парке города на улице Маяковского. На аллее установлены 16 бюстов ученых и конструкторов, которые внесли наибольший вклад в развитие авиационной науки и техники: Андрей Николаевич Туполев, Михаил Леонтьевич Миль, Николай Николаевич Поликарпов, Павел Осипович Сухой, Сергей Владимирович Ильюшин, Михаил Иосифович Гуревич, Марат Николаевич Тищенко, Николай Ильич Камов, Олег Константинович Антонов, Александр Сергеевич Яковлев, Артём Иванович Микоян, Владимир Михайлович Мясищев, Владимир Михайлович Петляков, Георгий Михайлович Бериев, Семён Алексеевич Лавочкин, Роберт Людвигович Бартини. Бюсты выполнены из бронзы молодым скульптором Владимиром Ивановым. В самом центре аллеи возвышается памятник Жуковскому Николаю Егоровичу. Мы перенимаем эстафету от создателей аллеи! Формируем ее в цифровом формате на этом сайте.
Николай Егорович Жуковский (17 (5) января 1847–17 марта 1921)
Отец русской авиации. Российский учёный в области механики, основоположник аэродинамики. Создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику, оказавшую впоследствии огромное влияние на развитие авиации.Автор многочисленных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и других. Его имя носит город, улицы и площади, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в городе с одноименным названием,Военно-воздушная инженерная академия,Национальный исследовательский центр "Институт ..". Воспитал выдающихся ученых:Владимир Петрович Ветчинкин, Александр Александрович Архангельский, Гурген Мкртичевич Мусинянц, Борис Сергеевич Стечкин, Андрей Николаевич Туполев, Сергей Алексеевич Чаплыгин.
«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» — Жуковский Николай Егорович
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ (29 октября (10 ноября) 1888 – 23 декабря 1972)
Советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук.Разработал и внедрил технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов; создал первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3) и первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4); на самолётах Туполева советские лётчики впервые садились на Северный полюс, а экипажи Чкалова и Громова выполняли рекордные перелёты из Москвы в США; по инициативе Туполева был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, который положил начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире.В 1957 году разработал межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114 и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
Владимир Михайлович Петляков (15 (27) июня 1891 – 12 января 1942)
Советский авиаконструктор.Создал пикирующий бомбардировщик Пе-2, который стал основным советским «бомбером» в Великой Отечественной войне. Разработал дальний бомбардировщик Пе-8, который прославился первыми ударами по Берлину летом 1941 года и доставкой советской делегации на переговоры в Англию и США в 1942 году.В 1922 году окончил Московское высшее техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). В 1921–1936 годах работал в ЦАГИ (в КБ А. Н. Туполева). Руководил проектированием крыльев многих самолётов АНТ, созданием и внедрением в серийное производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). Необоснованно репрессирован, в 1937–1940 годах находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над бомбардировщиком ПБ-100 (Пе-2). В 1941 году возглавил КБ на заводе № 22 в Казани, где были продолжены работы над модификациями Пе-2.
Николай Николаевич Поликарпов (28 мая (9 июня) 1892 – 30 июля 1944)
Русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Окончил механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) и курсы авиации и воздухоплавания при нём (1916). В 1923 году создал первый советский истребитель-моноплан И-1 (ИЛ-400) и разведчик Р-1 (биплан), ставший первым массовым серийным советским самолётом.В 1927 году создал истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованный в По-2 после смерти конструктора.В 1933–1938 годах руководил созданием истребителей И-15, И-16, И-153 «Чайка», И-180, составивших основу советской истребительной авиации в предвоенные годы.1938–1944 годах разработал ряд опытных военных самолётов И-185 (1939), И-190 (1939), И-195 (1940), тяжёлый истребитель сопровождения (ТИС, 1940) и другие.Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка».
Михаил Иосифович Гуревич (31 декабря 1892 (12 января 1893) – 25 ноября 1976)
Советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155. Один из создателей марки самолётов «МиГ» (Микоян и Гуревич). В 1925 году окончил самолётостроительный факультет Харьковского технологического института. В 1940 году совместно с Артёмом Микояном создал истребитель МиГ-1, а затем его модификацию МиГ-3. В 1940–1957 годах — заместитель главного конструктора, в 1957–1964 годах — главный конструктор в ОКБ Микояна. В годы войны участвовал в создании опытных самолётов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей. В 1949–1961 годах руководил проектированием, постройкой и испытаниями крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, которые вошли в состав вооружения самолётов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22. Участвовал в разработке экспериментального самолёта Е-155 — будущего истребителя-перехватчика МиГ-25.
Сергей Владимирович Ильюшин (18 (30) марта 1894 – 9 февраля 1977)
Советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Родился в деревне Дилялево Вологодской губернии (ныне Вологодский район Вологодской области).Окончил Военно-воздушную академию РККА (1926, ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). В 1933 году возглавил Центральное конструкторское бюро (с 1935 года — Опытное конструкторское бюро). Под его руководством созданы:штурмовики Ил-2 (1940) и Ил-10 (1944);бомбардировщики Ил-4 (1941) и Ил-28 (1949);пассажирские лайнеры Ил-12 (1946), Ил-14 (1953), Ил-18 (1957) и Ил-62 (1960). Его имя носитПАО «АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА» (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК) Госкорпорации «Ростех» )
Павел Осипович Сухой (10 июля 1895 – 15 сентября 1975)
Советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.В 1916 году был призван в армию и принял участие в Первой мировой войне (1914–1918 гг.). В 1920–1930-х годах при участии Сухого было создано несколько типов боевых самолётов, наиболее известными из которых стали И-4, И-14, АНТ-25, АНТ-37бис. Сконструировал ближний бомбардировщик Су-2, который был принят на вооружение Военно-воздушных сил Красной армии и применялся в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). В 1953 году стал руководителем конструкторского бюро, приступившего к проектированию сверхзвуковых истребителей разной компоновки — со стреловидным и треугольным крылом. Под руководством Сухого было создано более 50 образцов различной авиационной техники. На ряде самолётов, созданных при его участии, было поставлено несколько мировых рекордов по скорости и высоте полёта.