СОЗДАТЕЛИ И
ИХ МАШИНЫ
До формирования современного устройства конструкторских бюро с накопленным опытом и базой разработок, когда команда проекта работает под руководством государственной, частной компании или корпорации самолеты создавали инженеры-конструкторы, именем которых потом называли сложившиеся коллективы и самолеты. Сухой (Су), Туполев (Ту), Миль (Ми), Яковлев (Як), Илюшин (Ил), МИГ, Антонов (Ан). В эпоху первых попыток создавать самолеты пионеры-энтузиасты шли не проторенной дорогой проб и ошибок. Поэтому начнем с пионеров.

Александр Фёдорович Можайский (1825–1890)
Русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолётов. 3 (15) ноября 1881 года Можайский получил первый в России патент на летательный аппарат. Летом 1882 года приступил к постройке самолёта в Красном Селе, под Санкт-Петербургом. Летом 1883 года завершил сборку самолёта. Самолет не имел шансов взлететь из-ха аэродинамических характеристик и мощности двигателей, но стал важным звеном в цепи событий в развитии отечественной авиации.

Александр Сергеевич Кудашев (1872, Санкт-Петербург — 1917)
Инженер путей сообщения, профессор Киевского политехнического института, пионер отечественного самолётостроения. В 1910 году построил первый самолёт отечественной конструкции с бензиновым двигателем (Кудашев-1). Первый полёт состоялся 23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года на Сырецком ипподроме в Киеве. Во время полёта самолёт преодолел по прямой 70 метров.

Николай Егорович Жуковский (17 января [5 января] 1847–17 марта 1921)
Российский учёный в области механики, основоположник аэродинамики. Создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику, оказавшую впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Автор многочисленных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и других.

Николай Васильевич Ребиков
Инженер, под руководством которого на заводе Первого Российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ) в Санкт-Петербурге началась постройка аэроплана «Россия-А». Самолёт представлял собой вариацию на тему французского биплана Farman F.III, но Ребиков значительно усовершенствовал его, в частности, оперение и крылья были обтянуты тканью с двух сторон. Первый экземпляр «России-А» был готов к февралю 1910 года. Весной 1910 года перед лётными испытаниями самолёт получил награду на III международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в виде серебряной медали военного министерства. (Фото сгенерировано нейросетью)

Сергей Сергеевич Щетинин
Екатеринославский губернатор (1919). До революции — инженер, создатель первого в России авиационного завода ПРТВ («Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Организовал в Санкт-Петербурге осенью 1909 года завод Первого Российского товарищества воздухоплавания и начал свою деятельность с постройки самолетов под названием «Россия». Их выпуск начался в феврале 1910 года. Руководил их постройкой инженер Николай Васильевич Ребиков.